Сикхские гуру. №2 Гуру Ангад. Учитель просто сменил тело.
Истории жизни сикхских гуру могут казаться нам чем-то абстрактным и далеким, но изучая их, всегда прикасаешься к тому, что значит быть человеком Бога и оставаться им, проходя через самые тяжелые вызовы. Жизнеописания Гуру — это своеобразный камертон, помогающий в любой момент настроиться на высшее звучание человеческой природы. Для каждого йогина эта настройка может стать поистине целительной, особенно в те моменты, когда мы переживаем какие-либо кризисы или когда вдохновение вдруг уходит из личной садханы.

В сикхской традиции принято говорить о десяти гуру как об одной личности, которая последовательно проявилась в десяти телах. Но при этом личность каждого Гуру подобна оттенку палитры: определенная добродетель проявляется красочнее других. В первом номере Kundalini Journal мы рассказали о первом Гуру — Гуру Нанаке. Пришло время двигаться дальше.
В жизнеописании Ангада, второго сикхского Гуру, особенно ярко звучат темы преданности, преодоления эго, тема «гуру-чела» (отношения «учитель-ученик»). В одной из лекций Йоги Бхаджан вспоминал слова Гуру Ангада: «Нет ничего более драгоценного на этой планете, чем прикосновение учителя. Гуру ваахинаа, нарак на джаае — Тот, кто не имеет учителя, не может попасть даже в ад. Дже ко чандаа огавэх сурадж чарэх хазаар. Етэ чаана ходиаа(н) гур бин гор андхаар — может быть сотни и тысячи лун и миллионы солнц, со всем их сиянием, без Гуру — это темнота — Гуру Ангад Дев Джи» (Йоги Бхаджан).
Гуру Ангад родился 31 марта 1504 года в селении Харике (Пенджаб) в семье богатого купца. При рождении будущий Гуру получил имя Бхаи Лехна. В 15 лет он женился, впоследствии супруга Кхиви родила ему двух дочерей и двоих сыновей.
С детства Бхаи Лехна проявлял большой интерес к духовности. Так, он стал преданным богине Дурге и ежегодно организовывал паломничество верующих к ее святилищу в предгорьях Гималаев. Там Лехна руководил церемонией, в ходе которой танцевал вокруг священного огня в убранстве из множества звенящих колокольчиков. В общем, тема духовности присутствовала с самого начала.

Но однажды произошла встреча, которая полностью изменила ход его жизни. Как-то на рассвете он услышал, как один из последователей Гуру Нанака читает нараспев возвышенную поэму Джап Джи. Это произвело на Лехна огромное впечатление — его сердце наполнилось невиданным доныне восторгом и умиротворением. Ощущение прикосновения к сокровенному было настолько ярким, что он просто не мог не отправиться на встречу с автором этих прекрасных стихов. Засвидетельствовав свое почтение и получив от Гуру наставления в вере, Бхаи Лехна начал медитировать на Наам — Имя Бога.
Через некоторое время этой практики Бхаи Лехна имел мистическое видение. Ему явилась женщина, одетая в великолепный красный наряд, и он увидел, что она прислуживает в доме Гуру. Лехна спросил женщину, кто она такая. Женщина ответила, что она богиня Дурга и раз в неделю приходит прислуживать Гуру. Это событие помогло Бхаи Лехна стать окончательно преданным учителю Гуру Нанаку.
Шло время. Бхаи Лехна все глубже погружался в медитацию и становился все более усердным учеником. В определенный момент Гуру Нанак, как это свойственно святому, заранее почувствовал, что приближается время его ухода из мира, и начал подыскивать себе преемника. Многие ожидали, что трон Гуру перейдет к одному из его сыновей, но Нанак не спешил с решением. Он то и дело придумывал разные неожиданные испытания для своих сыновей и ближайших учеников и смотрел, как они ведут себя в нестандартных ситуациях, когда не работает «маска», отточенная обычным ходом событий, а проявляется истинный характер человека.
Например, однажды зимней ночью во время сильного ливня в доме Гуру рухнула часть стены. Гуру хотел, чтобы стену восстановили немедленно. Его сыновья отказались тотчас взяться за работу, сославшись на холод и позднее время.
Они сказали, что с утра пошлют за каменщиками, и те все сделают. Гуру возразил, что звать каменщиков нет необходимости, ведь для Гуру работу могут сделать его сикхи. Бхаи Лехна встал и смиренно принялся за работу. Когда он закончил, Гуру сказал: «Стена кривая. Сломай ее и сделай заново». Бхаи Лехна просто спокойно разобрал только что возведенную стену и построил ее заново. Но Гуру снова оказался недоволен. Лехна опять повиновался, но Учителю снова что—то не понравилось. Так продолжалось раз за разом. Сыновья Гуру начали смеяться, говоря, что Лехна выполняет бессмысленные приказы. Но ученик лишь отвечал, что руки слуги могут сделать что—то полезное, только выполняя работу для своего господина.
Это всего лишь один из примеров, так как Гуру Нанак не раз устраивал подобные проверки, каждый раз придумывая новые изощренные способы. Йоги Бхаджан как-то сказал: «При наличии Учителя существует три вещи, которые работают: стойкость, терпение и уважение. Если вы хотите стать великим мастером, учитесь почтению. Это всё, что нужно. Учитель — это живой канал, связывающий настоящий момент с Бесконечностью. Попытайтесь последовать за ним». «Единственная причина иметь Гуру во внешнем мире состоит в том, чтобы осознать Гуру внутри себя». Бхаи Лехна неизменно демонстрировал свою скромность и преданность. Постепенно Гуру и его ученик все больше сближались.
2 сентября 1539 года Гуру Hанак назначил Бхаи Лехна своим преемником и дал ему имя Гуру Ангад Дэв. В Сири Гуру Грантх есть такие строки: Джот уха джугат саи сеих кайа феир палтиаи, что означает: «Тот же Божественный Свет, Те же Путь и Метод. Учитель просто сменил тело».
Гуру Ангад пробыл на троне с 1539 по 1552 год. С его именем связано множество важных введений. Во время его правления повсеместно распространились бесплатные трапезы — лангары, где могли беспрепятственно получать еду члены разных каст, что было революционным форматом для Индии того времени. Также Гуру Ангад утвердил собственную письменность для языка пенджаби. Дело в том, что до того использовался старинный алфавит лахнда, который был искусственно приспособлен для пенджаби и, мало того, что изначально не вполне соответствовал всем нюансам его звучания, а к тому моменту еще и устарел против изменений, произошедших в устной речи. Новый алфавит получил название гурмукхи — «из уст Гуру». Этот шаг способствовал развитию самосознания и становлению собственной культуры сикхов. Надо сказать, что Гуру Ангад был выдающимся поэтом и преобразовывал свой духовный опыт в прекрасные стихи, которые стали частью Сири Гуру Грантх Сахиб. Ведь сложно сказать что—то о практике веры, не прибегая к помощи поэзии.

Автор: Ольга Булыгина / Хар Симранджот Каур
Kundalini Journal выпуск №2 «Процветание»
Октябрь Декабрь 2013
ИП Курбанов Руслан Халилович
ИНН 773506351316 ОГРНИП 321774600301863
г. Москва
авторизуйтесь