
СЧАСТЬЕ — ВНУТРИ НАС
Интервью с Яковом Маршаком
Беседовала: Джанпракаш Каур
Яков Маршак - первый русский ученик Йоги Бхаджана и глубокий исследователь темы патологических зависимостей. За его спиной множество спасенных от алкоголизма и наркомании пациентов. Он основатель «Клиники Маршака» в подмосковной Апрелевке, наркологического реабилитационного центра в Калифорнии.
Мы встретились с ним в Москве, в его уютной и наполненной светом и книгами квартире. Огромный рыжий кот встречал нас вместе с хозяином и наблюдал за ходом нашей беседы — о природе зависимости, о том, как распознать патологическое пристрастие и справиться с ним при помощи йоги. Сейчас Якову Маршаку 68 лет и он, шутя, называет себя «старым человеком». При этом он отлично выглядит и полон творческих планов.
KJ: Яков Иммануэлевич, наш номер посвящен теме зависимостей. Вы изучаете эту проблему всю свою жизнь, знакомы с ней и как ученый, и как йог. Дайте определение зависимости, в чем ее природа? В чем ее природа?
ЯМ: Я попробую объяснить это на примере алкоголя. Употребление алкоголя далеко не всех делает алкоголиками. Существует большое количество людей, способных умеренно употреблять алкоголь . Они им развлекаются. Но есть люди, которые им лечатся. Алкоголики используют его как лекарство от депрессии, им же вызванной. Болезнь патологических пристрастий — это болезнь очень важного органа, который находится в среднем мозге.
Заболевание начинается тогда, когда орган регуляции настроения работает неэффективно. Это создает условия, в которых человек начинает искать любые способы избавления от страдания, что и приводит его к зависимости. Люди «счастливые» этой болезнью не заболевают.
Поведение здорового человека определяется подсознательным состязанием инстинктов, стремящихся к реализации. Все животные, в том числе люди, подчиняясь врожденным инстинктам, обеспечивают себе жизнь и дают жизнь потомкам. Инстинкты бывают здоровые и нездоровые. Бывают врожденные и приобретенные. И алкоголизм, и наркомания — это приобретенные при жизни мощные инстинкты, патологическое пристрастие, которое не дает дальше жить, а, наоборот, жизнь постепенно отнимает. Это — отсроченное самоубийство.
KJ: Существуют разные виды зависимости — от наркотиков, алкоголя, сигарет, партнера, от еды, от своего ребенка... Что их объединяет?
ЯМ: Зависимость от ребенка естественна. Это врожденный материнский инстинкт. Естественное пристрастие. Зависимость от наркотиков, азартных игр не менее сильные, но патологические пристрастия. У нас есть нормальные инстинкты, которые дают нам возможность заботиться о себе и своем потомстве, а есть инстинкты патологические, которые возникают при жизни.
KJ: Правильно ли я понимаю, что все приобретенные инстинкты, независимо от причины возникновения, развиваются одинаково у каждого человека?
ЯМ: Не только у человека, у животных тоже. Подсказку на ответ можно подглядеть у дрессировщиков. Чтобы тигр прыгал в огненное кольцо, его надо много раз оставлять голодным, а после каждого прыжка награждать куском мяса. Через некоторое время он «влюбится» в это кольцо. Для запечатления прижизненного инстинкта необходимо резкое изменение настроения. До — было плохо, после — стало хорошо.
Переход из состояния страдания в состояние счастья, например под действием алкоголя, запоминается в эмоциональном отделе древней памяти, не подвластной разуму человека.
Алкоголь способен улучшить настроение любому человеку. Но в отличие от «счастливого» человека, человек с испорченной системой регуляции настроения «влюбится» в алкоголь. Таким образом создается вновь приобретенный мощнейший инстинкт патологического пристрастия к алкоголю. Алкоголь забирает в свое управление механизмы регуляции настроения. Действие всех остальных инстинктов притупляется. Все становится неинтересным и малоразличимым, доставляющим чувство досады и тоски, кроме алкоголя и ритуалов, связанных с ним.
Другими словами, наркотические препараты всегда приносят мгновенную и явную эйфорию. Беда, что они постепенно портят систему регуляции настроения. Возникает постоянная все усиливающаяся депрессия. А лечение — все тот же, все более любимый препарат — алкоголь или наркотик. Запечатление вожделения к нему происходит в той области памяти, которая не подвластна разуму.
KJ: Это касается только любви к наркотику или же любовь к другому человеку по такому же принципу развивается?
ЯМ: Да, таким же образом мы и влюбляемся. Любовь — непонятное чувство. Любят не за что, а часто вопреки. А влюбляемся мы таким образом. Предположим, молодой человек и девушка понравились друг другу. В расставании они начали друг без друга скучать. Новая встреча — и опять это очарование и радость. Снова и снова... И вдруг приходит осознание влюбленности. И ничего с этим поделать не можешь. Любовь запечатлевается в бессознательной части мозга. Двигателем запечатления является внезапный переход из дисфории в эйфорию... Вот и раскрыт секрет любви.
KJ: А как насчет секрета побеждать зависимости, как вам это удается? В чем особенность метода, который вы используете?
ЯМ: Прежде всего, наркоману необходимо вернуть способность хорошего настроения в отсутствии наркотика. Тогда появляется возможность трезвого выбора. Я разработал методику «Брейн Билдинга» — сочетание упражнений, воздействующих на систему регуляции настроения мозга, с приемом пищевых добавок — нейрометаболиков. Цель методики — тренировка функциональных структур мозга, работа которых должна обеспечивать контроль над тревожностью, ощущение неги при отдыхе и ощущение восторга от активности. Это биологическая составляющая метода. К ней также относится особый способ питания, стабилизирующий хорошее настроение.
Психологическая составляющая метода — сопровождение процесса изменения характера трезвеющего наркомана. Наркоману или алкоголику нужно помочь перейти из состояния «Одинокого Охотника за наркотиком» в состояние «Охранника своего внутреннего Счастья», появляющегося при трезвом образе жизни. Изменение характера ранимо и драматично. Оно требует сопровождения. Эту методику я назвал «Майнд реконстракшн» — реконструкция ума. Она основана на 12 шаговом процессе, который используют группы АА.
Человек, который пристрастен к наркотикам или алкоголю, теряет естественную способность ценить окружающее. Все становится средством для достижения цели — наркотика. Но, занимаясь, он быстро становится « счастливым», понимает, что счастье – внутри. Характер начинает перестраиваться. Вместо стяжательского он становится охранительным. Возникает чувство собственного достоинства, просыпается совесть, рождается чувство чести. Одновременно с осознанием своего прошлого наступает раскаяние и мучительный стыд. Это снова порождает депрессию и с ней необходимость употребить любимое лекарство. Переход от наркоманского характера к «счастливому» — очень хрупкий. Тут и нужны психологи-консультанты.
KJ: То есть еда помогает исцелиться от пристрастия к наркотикам и алкоголю?
ЯМ: Да. Мы должны научить зависимого человека испытывать от пищи стимуляторное удовлетворение. Потому что любые перепады настроения вредны в процессе реабилитации. Многие любят после еды испытать сладко-нежное удовольствие. Но в результате этого сначала возникает приятно сонливое состояние, а потом это сменяется упадком настроения. Для наркомана же плохое настроение - это повод инстинктивно потянуться к наркотику. Надо питаться так, чтобы не было перепадов настроения. Принцип составления нашего меню — это сочетание полноценного белка, пищевых волокон и специй, в состав которых обязательно входит черный перец.
KJ: Вас часто называют человеком, который привез Кундалини Йогу в Россию. Многие ваши бывшие пациенты стали известными преподавателями. Какую роль в исцелении от зависимости играет практика?
ЯМ: Я начал заниматься йогой в 1971 году. Помню, я сразу начал чувствовать это удивительное ощущение блаженства после занятий Хатха йогой, когда лежишь в релаксации и словно ощущаешь волшебство в теле.
В 1989 году меня пригласили в США получать специальное образование в области наркологии. Там мне посчастливилось познакомиться с представителями школы Йоги Бхаджана. Они пригласили меня пройти курс стажировки в реабилитационном центре «3HO SuperHealth», который считался одним из самых эффективных в США центров лечения наркомании. Он находился в городе Туссон, втором по величине в штате Аризона. Заведовала центром госпожа Мукта Каур. Я приехал, начал заниматься со всеми в программе и вскоре почувствовал, что упражнения Кундалини Йоги, прежде мне не знакомые, вызывают совершенно другой тип удовлетворения — восторг и воодушевление.
Я увидел, как преображаются пациенты. И понял, почему, так происходит. Знаете, приходит убитый наркоман, которому ничего в жизни кроме наркотика не надо, и вдруг начинает шутить и улыбаться, становится активным. Я понял, что это действительно метод.
И Хатха и Кундалини Йога применимы в реабилитационном процессе, но по-разному. У пациентов разные пристрастия и наследственность. Я учитываю это при составлении индивидуального реабилитационного плана, чтобы лечить не болезнь, а пациента.

KJ: Расскажите о встрече с самим Йоги Бхаджаном?
ЯМ: Первый раз мы встретились с Йоги Джи в России. Мукта Каур в США рассказывала ему обо мне, о нашей с ней встрече и о перспективах сотрудничества. Йоги Бхаджан приехал в Москву, с ним было много народу. Здесь я получил от него посвящение, и здесь меня обучали. Потом я встречался с ним в США.
Он производил впечатление очень харизматичного, очень умного и проницательного человека, у которого всегда можно получить ответ. Он не просто разумно объяснял что-то, а на жизни показывал, что он имеет в виду. Так я узнал, к примеру, как переучивать человека с седативного на стимуляторный способ удовлетворения от питания.
KJ: Как Кундалини Йога работает с зависимым поведением?
ЯМ: Инстинкты связаны с системой регуляции настроения. Они способны как мучить, так и удовлетворять. И дыхание, и движение — мощнейшие инстинкты. Кундалини Йога накопила опыт использования этих инстинктов для тренировки систем мозга, вовлеченных в регуляцию настроения. Мозг пластичен, навыки запечатлеваются. Система эффективна, но требует соблюдения техники безопасности.
KJ: Да, действительно, учителя Кундалини Йоги предупреждают о том, что практика несовместима с употреблением наркотиков любых типов, но есть люди, которые легкомысленно смотрят на такие предупреждения. Они могут «под легким кайфом» приходить на садханы или же из йога-студии отправляться в клуб «за дозой». Чем они рискуют?
ЯМ: Рискуют своим физическим и психическим здоровьем. Самое ценное в нашем теле — наш мозг, который нам поставляет ощущение радости, но в то же время может создавать тревогу и тоску. Если такое происходит, потом очень вероятно быстрое снисхождение в могилу. Надо соблюдать технику безопасности.
KJ: Что можно пожелать начинающим учителям? На что обратить внимание?
ЯМ: Стараться соблюдать меру и очень постепенно увеличивать нагрузки. Беречь мозг свой и своих учеников. Достоинство и экстремизм малосовместимы. Изучать медицину и сравнительную этологию.

Kundalini Journal выпуск №4 "Независимость"
(Сентябрь-декабрь 2014)
ИП Курбанов Руслан Халилович
ИНН 773506351316 ОГРНИП 321774600301863
г. Москва
авторизуйтесь